Как использовать инновационные вагоны, чтобы получить максимальный эффект при перевозках угля на Дальний Восток. Мнение эксперта НТК
14 декабря

Как использовать инновационные вагоны, чтобы получить максимальный эффект при перевозках угля на Дальний Восток. Мнение эксперта НТК

Использование инновационных вагонов при перевозках угля по железной дороге способно увеличить пропускную способность Восточного полигона, но для этого важно формировать целые поезда только из таких вагонов, не смешивая их со стандартным подвижным составом. Важную роль играет и продолжение со стороны РЖД тарифного стимулирования перехода грузоотправителей на такие вагоны. Об этом рассказал директор по управлению перевозкам АО «НТК» Евгений Гартвих.


К 2030 году на Восточном полигоне должны использоваться только инновационные вагоны, чтобы увеличить пропускную способность железной дороги в направлении дальневосточных портов, заявил председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. Если в стандартном полувагоне можно перевести 69,5 тонн грузов, то в инновационном — от 75 до 77 тонн. По данным исследователей из Иркутского государственного университета путей сообщения, если заменить все составы на железной дороге на инновационные, то при том же графике движения поездов перевозки увеличатся на 18 млн тонн в год. Сегодня доля таких вагонов в Восточном направлении составляет около 40%. В структуре железнодорожных перевозок в направлении портов компании НТК на Дальнем Востоке инновационные вагоны на сегодняшний день составляют около 80%, а на некоторых направлениях — до 98%.     

Помимо увеличенной грузоподъемности, инновационные вагоны могут следовать без технического осмотра на каждом участке движения, соответственно поезд идет без задержек от станции погрузки до станции выгрузки. Однако, такой эффект от применения инновационных вагонов возможен только в том случае, если весь поезд состоит из инновационных вагонов.

«Важно понимать, что на Восточном полигоне принята унифицированная длина поезда — 71 условная единица. Если вместе с инновационными вагонами «замешивать» стандартный парк, то масса поезда при той же длине будет меньше на несколько десятков тонн, и это уменьшает провозную способность всего участка. А если грузить до полного веса в 7100 тонн такой смешанный состав, то в нем будет больше вагонов, чем 71. В таком случае возникают технологические проблемы для РЖД, так как приемоотправочные пути при строительстве не были рассчитаны на более длинный поезд»,— рассказал Евгений Гартвих.

Срок службы стандартного вагона — 22 года, а инновационного — на десять лет больше. По словам Евгения Гартвиха, обновление вагонного парка в стране идет умеренными темпами, производство таких вагонов составляет 15-20 тысяч в год. Однако, в 2028 году ожидается выбытие большого количества полувагонов у многих операторов подвижного состава, поэтому планирование замещения стандартных вагонов на инновационные ведется уже сейчас.

«Применяя инновационные вагоны, мы вывозим дополнительный объем за счет вагонной составляющей. Немаловажно, что для инновационных вагонов РЖД предоставляет скидку на тариф для груженного пробега. Для решения проблемы пропускной способности Восточного полигона важно, чтобы железная дорога продолжала стимулировать грузоотправителей переходить на инновационные вагоны, так как их стоимость существенно выше, чем стандартных и разница в тарифе — действенный механизм», — отметил Евгений Гартвих.

Смотрите также