Владимир Долгополов, исполнительный директор терминала, во время встречи с представителями ведущих отраслевых изданий страны рассказал об использовании самоходного маневрового резательного комплекса (СМРК). Механизм применяется в зимний период для подготовки угля к погрузке. Идея создания установки родилась на самом предприятии, а реализована совместно с машиностроительным заводом из Самары.
Уголь поступает в порты Ванино из многих регионов страны, время в пути может составить до двух недель. В зимний сезон уголь смерзается, превращаясь в монолитные блоки. СМРК позволяет разрезать уголь прямо в полувагонах на пласты одинаковой толщины.
Технология работает следующим образом:
Маневровым тепловозом полувагон в составе поезда подаётся в рабочую зону исходной позиции модуля и останавливается в заторможенном положении.
Резатель с пятью или четырьмя пильными органами, двигаясь вниз, прорезает массив угля на продольные вертикальные пласты, не доходя до дна полувагона на 150–200 мм.
СМРК требуется всего семь минут, чтобы разрезать смёрзшийся уголь в одном вагоне. Весь цикл рыхления выполняется в автоматическом режиме и контролируется из кабины оператора.
Далее вагон с углем тепловозами подаётся в помещение, оборудованное инфракрасными излучателями, – вагоноразмораживатель. В здании вагоноразмораживателя сгорающий газ нагревает специальные трубы с отражателями, и тёплый воздух, образовавшийся в результате горения, разогревает стенки вагонов. После этого груз полностью подготовлен к этапу разгрузки и отправляется в здание вагоноопрокидывателя и далее на склад.
Применение СМРК существенно сокращает время подготовки угля и повышает его качество для потребителей.
Владимир Долгополов возглавляет «Дальтрансуголь» 5 лет, а работает в компании с 2008 года. В настоящее время под его руководством на предприятии готовится к запуску третья очередь, что на данном этапе позволит увеличить перерабатывающую способность терминала с текущих 24 до 33 млн т/год. После завершения полномасштабного варианта строительства Третьей очереди общая пропускная способность акционерного общества «Дальтрансуголь» возрастет до 40 млн. тонн угля в год.
«Дальтрансуголь» может принимать балкеры дедвейтом до 200 тыс. тонн круглогодично. Основные направления экспорта – страны Восточной и Юго-Восточной Азии.
Терминал входит в состав Национальной транспортной компании (НТК), объединяющей универсальные порты в Мурманске и Находке, навалочные терминалы в Ванино (Хабаровский край), Туапсе и Усть-Луге (Ленинградская область). НТК управляет парком 40 тысяч полувагонов. Компания обеспечивает транспортировку и перевалку угля, минеральных удобрений, разных видов металлической руды и других навалочных грузов.